Психологическое сопровождение детей с нарушением слуха


Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» из опыта работы. Цель Оказание помощи в социальной адаптации детям группы риска путем создания безопасного реабилитационного пространства. Задач - вовлечение детей в досуговую и игровую деятельность; - оказание помощи в учебной деятельности детям, повышение образовательной мотивации; - оказание психологической помощи детям; - изменение отрицательного образа «Я» повышение самооценки ребенка; - принятие социальной нормативности и привитие норм поведения; - развитие межличностных отношений.

Результат - возможность жизненного самоопределения детей с помощью успешной адаптации и социализации; - повышение образовательной мотивации и успеваемости учебной деятельности ребенка; - повышение самооценки и формирование положительного образа «Я»; - расширение круга общения; - снижение количества происшествий драк, воровства; - приобретение опыта в организации жизнедеятельности, занятости детей группы риска. Формы работы С учащимися педагогами родителями тренинги; пед. Основные методы в этом виде деятельности - беседа, рассказ с демонстрацией наглядных материалов видео, аудио, круглые столы, выступление ребят. Полученные психологические достоверные знания ребята могут применять в различных жизненных ситуациях. Индивидуальные формы работы Работа осуществляется по результатам диагностических исследований, запросов педагогов и родителей. Формы обучающая психодиагностика, ролевые игры, упражнения построенные по принципу «Незаконченных предложений», релаксации с визуализацией и т.д. Консультирование учащихся. Индивидуальное консультирование учащихся осуществляется как по запросу ученика, так и по запросу родителя или педагога.

Структура ведения консультации учащегося Установление эмоционального контакта, создание доверительной обстановки. Выяснение сути проблемы. Построение гипотезы причины сложившейся ситуации. Подтверждение гипотезы диагностика. Выбор направлений и формы оказания помощи. При необходимости возможен цикл консультаций с одним ребенком.Это основной вид деятельности при взаимодействии с родителями.

На консультациях использую различные методы беседы, наблюдения, тестирование, анкетирование, психодрамма, арт. – терапия. Основные аспекты проблем учащихся - взаимодействие с родителями; - взаимодействие со сверстниками; - взаимодействие с педагогами; - взаимодействие с самим собой. Просвещение родителей.

При встрече с родителями служба знакомит их с актуальными проблемами учащихся, способствуя более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития. Формы работы беседы на классных часах чаще по итогам проведенных исследований в классе, тематические родительские собрания, уроки, тренинги для родителей, лекторий. Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями активно использую интерактивные групповое решение проблемы, моделирование трудных ситуаций, обучение практикой действия, «мозговой штурм», обучающая диагностика и т.д. Цель психологического консультирования – организация сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

По всем трем направлениям ведется учетная текущая документация. Консультирование родителей. Просвещение педагогов Психологическое просвещение коллектива направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Основными формами работы являются – психологические семинары-практикумы, тематические педагогические советы, лектории, конференции, тренинги для педагогов. Консультирование педагогов Индивидуальное консультирование педагогов осуществляется чаще всего по их собственному запросу, реже по запросу родителей и учащихся. Иногда при решении, какого–либо вопроса появляется необходимость поговорить с педагогом, выяснить какие- либо детали, узнать его мнение – это происходит также в рамках индивидуального консультирования. Основные темы консультации педагогов Взаимодействие с классом, учеником; Взаимодействие с родителями, семьей; Личные проблемы, конфликты. Дети еще 2 часа после уроков, находятся под опекой взрослых. М все же самое главное при работе с детьми «группы риска» - это наши психологические приемы. Это проявления доброты, внимания, заботы и т.д.

Большое внимание уделяется интеграции в общеобразовательные школы детей с ограниченной возможностью. Серьезным препятствием социализации в обществе является для слабослышащих детей. Таким детям необходимо психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение условно можно разделить на три направления коррекционно-педагогическое, психологическое и социальное. Одна из важнейших задач работы сурдопедагога - совершенствование слухо-зрительного восприятия речи, как необходимого условия получения информации на уроке и полноценного общения со слышащими.

Значение слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи было доказано отечественными и зарубежными сурдопедагогами Е.